Андрей Краско: «Диктата не выношу»

На данный момент в городе не идет ни одного спектакля с участием артиста Андрея Краско и застать его в Петербурге невозможно месяцами. Зато каждый вечер Краско можно увидеть по телевизору – и смело утверждать, что его участие в сериальном производстве повышает качество этой расхожей продукции до уровня искусства. Фразы, произнесенные его персонажами, народ растаскивает на афоризмы, сохраняя интонацию актера. Недавно он привез в город антрепризный спектакль «Мужчины на час» в собственной режиссуре – и цветов ему дарили столько и таких прекрасных, каких не дарят звездам захаровского «Ленкома». Что и говорить, Петербург по Краско скучает. И с тем, что он фактически перебрался в столицу и теперь нельзя отправиться в театр и подпитаться его энергией непосредственно, на расстоянии вытянутой руки, смириться гораздо тяжелее, чем с отъездом Хабенского, Пореченкова и даже Сухорукова. Видно, это оттого, что талант у артиста Краско – какой-то особенно теплый, человечный, позитивный. А таких эмоций сейчас сильно недостает.
Так что едва наш корреспондент Жанна Зарецкая узнала, что Андрей Краско приезжает в Петербург на пару съемочных дней, она тут же позвонила актеру и договорилась о беседе.


Недостроенный дом

– Последний раз мы с вами беседовали три года назад, когда только что вышел сериал Месхиева «Линии судьбы». Тогда молодые девчонки не давали нам разговаривать, просили автограф, а вы меня уверяли, что сериал пройдет и все кончится. С тех пор у вас хоть раз было подобие отпуска?

– После «Линий» был небольшой перерыв, а вот после «Принцессы и нищего» работа была практически каждый день три года подряд.

– Скажите честно: денег накопили хоть немного?

– Вот сейчас у меня была трехмесячная пауза в работе. И за эти три месяца я остался без копейки.

– Уверена, что большинство ваших поклонников, видя вас каждый день в телевизоре, считает, что вы уже Ротшильд.

– Я трачу деньги с той же скоростью, с которой зарабатываю.

– На что в этой стране можно тратить большие деньги?

– А вот я вам сейчас скажу: кредит за машину – раз, не успеваю дома готовить, значит, иду в ресторан – два, квартира в Москве – когда есть проект, за нее платит проект, когда его нет, я, – это уже три. Квартиру в Ленинграде тоже снимаю. Дом недостроенный стоит под Питером. Надеюсь, что я его все-таки дострою и, когда буду приезжать сюда, буду жить там.

– Что значит, приезжать сюда? Вы в Москву решили насовсем переехать?

– Нет. Но пока что все проекты у меня – московские. В Питере единственный серьезный продюсер остался – Сергей Сельянов. Но и у него уже есть филиалы в Москве. А денег накопить не получается еще и вот почему. За сериальные проекты платят не одним куском, а за каждый съемочный день. Естественно, что они разлетаются мгновенно. С другой стороны, я привык, что денег не было и нет. Хотя уровень моей жизни, конечно, изменился: раньше я по дороге со съемок домой покупал себе пачку пельменей, а сейчас иду в ресторан.


Русский Гэри Олдмен

– А не бывает обидно осознавать, что актер такого ранга, как вы, в Голливуде получает миллионный гонорар?

– Нет, но мне очень приятно осознавать – и убеждаться в этом всякий раз, – что наши актеры лучше голливудских.

– Как вам кажется, актер вашего ранга в Голливуде – это кто?

– Никогда об этом не задумывался. Но вот когда полгода назад снимали «У.Е.» в Америке, с нашей группой работали два русских по происхождению американца – второй режиссер и его ассистентка. Однажды к ним подошли американские актеры, с которыми я там снимался, и спросили: «Какого это ранга актер? С кем из наших можно сравнить?» И ассистентка ответила, что с Гэри Олдменом, а второй режиссер – что с Шоном Пенном. Это было лестно. Но они тут же добавили, что даже эти названные звезды на съемках ведут себя гораздо скромнее – не начинают материться и говорить партнерам, что они неправильно все делают, а надо делать так и так. На что я им ответил, что у них, наверное, сценарии лучше написаны.


Режиссер по необходимости

– Только что вы дебютировали как театральный режиссер. Это случайность или вы теперь будете ставить спектакли регулярно?

– В ближайшее время собираюсь выпустить еще один спектакль. Ищу пьесу. Даже приобрел пакет бродвейских пьес последних лет и все их перечитал. Там нечего ставить и нечего играть.

– В таких случаях режиссеры берутся за классику.

– Да, но у продюсеров-то всегда есть требование, чтобы было мало народу и декорации легко перевозились в самолете и поезде. И потом я сейчас уже ищу пьесу на конкретных актеров: мне удалось уговорить поработать со мной в антрепризе, несмотря на их занятость, Мишу Трухина и Женю Добровольскую.

– Откуда у вас вообще взялись режиссерские амбиции? И когда они впервые проявились?

– Я не знаю про амбиции – скорее, это все-таки необходимость. Первый спектакль я выпустил еще в Томске. Спектакль был по отличной пьесе «Брысь, костлявая, брысь» литовского автора Саулюса Хортяниса. Там сложилась такая ситуация: спектакль хотели закрыть после семи месяцев репетиций, потому что режиссер, который его ставил, не справился. И мы с покойным теперь актером Толей Сибуриным решили, что нельзя этого допустить – это был только второй спектакль нашего курса в томском ТЮЗе. Мы вдвоем пошли к руководству, сказали, что сами все доделаем, – и нас приказом назначили режиссерами.

– Как отнеслись однокурсники к этой вашей инициативе?

– Поначалу плохо, потому что от работы с плохим режиссером актеры очень устают и начинают ненавидеть все, что с этой работой связано. Так что ребята были настроены плюнуть и забыть. Но мы как-то их заразили, и спектакль вышел – говорили, что очень приличный.


Когда нужны компромиссы

– А то, что вы сначала были с ними на равных и вдруг рванули в командиры, никого не возмутило? Выскочкой не называли?

– Они привыкли к этому еще в институте: когда мы там готовили самостоятельные задания, я очень часто сидел в зале и подсказывал. И как-то так получалось, что всегда в точку. Дело в том, что все актеры делятся на тех, кто строит роль интуитивно, и тех, кто делает это логически. Я отношусь ко вторым. А логическое мышление – это ведь и есть уже в некотором смысле режиссура. Многие киношные режиссеры знают, что я все равно сам себе буду роль выстраивать– то есть, со мной можно не работать. Но все-таки, когда режиссер тебя не бросает, лучше получается.

Есть главный актерский принцип, которому научил меня мой институтский педагог Аркадий Иосифович Кацман: актер появляется на сцене по какому-то конкретному случаю – ради того, чтобы совершить какое-то действие и уйти, – и этот порыв уйти всегда должен оставаться. Актер – это человек, который всегда должен хотеть уйти: он хочет, а его задерживает то одно, то другое. Вот тогда появляется интрига, тогда на актера интересно смотреть. А если актер вышел и расселся, и красуется – то это уже получается Евгений Петросян, которого не выгнать со сцены никаким образом.
(выделено авторами сайта – нам кажется, что это актерское кредо Андрея Краско)

– Никогда не приходилось жалеть, что вы не в Малом драматическом, со своими однокурсниками? Компания-то хорошая. И успешная.

– Компания хорошая, я их всех люблю, на спектакли к ним хожу, когда есть время. Но я не выношу диктата. Ни в каком виде.

– То есть, вы сами как режиссер – не диктатор?

– Нет. Я сторонник компромисса. Вот мы с Юрой Бутусовым как «Смерть Тарелкина» репетировали? Я ему говорил: «Вот я сейчас сыграл, как ты хотел. Теперь смотри: сыграю так, как я». И в результате или я понимал, что он прав, или он – что я. А в юности, когда я оказался в тогдашнем Театре им. Ленинского комсомола (теперешнем «Балтдоме»), я также работал с Геннадием Михайловичем Опорковым. Вот эти два режиссера – лучшие из тех, что мне до сих пор встретились.


Где работа, там и дом

– В Москве вы еще чувствуете себя командировочным, или она уже стала вторым домом?

– Стала домом, конечно. А вот когда осенью мы в Лос-Анджелесе снимали месяц, я и там уже чувствовал себя дома. У кого-то на первом месте дом, у кого-то семья, а у меня работа. Поэтому у меня так: где работа, там и дом.

– Жена не обижается, что у вас на первом месте работа?

– А как она может обижаться? Я же ей достался уже такой.

—Есть что-то, что в Москве раздражает – какие-то человеческие особенности, принципы отношений?

– Все это на самом деле сказки. Противопоставление москвичей и петербуржцев придумали энергичные провинциалы, которые заселили Москву. Москва – это город пробивных провинциалов, настоящих москвичей осталось считанное количество, и они ничем не хуже петербуржцев. А меня в Москве вообще ничто не может раздражать – я или дома, или на работе, никакими тусовками давно уже не интересуюсь.

—Но вы себя считаете питерским актером или московским?

– Питерским, конечно. Вот недавно был КВН: наши актеры против московских, и наши меня позвали – я приезжал в Петербург, репетировал.

– А если бы москвичи позвали, пошли бы?

– Нет. Но они меня и не приглашали, они тоже меня воспринимают как питерского актера.


«Переписываю каждый сценарий»

– Вам очень много приходится работать в сериалах, а это в целом далеко не всегда искусство. Вы выставляете какие-то условия, чтобы застраховаться от совсем уж откровенной халтуры тех, с кем вам придется работать?

– Например, я сразу, даже не прочитав еще сценария, говорю: «Текст будем переделывать». Или мне сразу отвечают «да» – или я не работаю. Потому что многие нынешние сценаристы совершенно не знают, что происходит на улице, они черпают всю информацию из Интернета. И произносить этот текст невозможно, это нечеловеческий язык. А я реальность знаю, потому что, например, на съемках сериалов про бандитов часть персонажей играют сами бандиты, часть рубоповцы. И я с ними постоянно общаюсь и гораздо лучше сценаристов знаю, как и что они говорят. Конечно, если сценарий написал Рогожкин, то ни о каких переделках речи не идет.

– Ваш коллега Михаил Ефремов, прежде чем давать интервью, предупреждает журналистов, что разобьет им молотком голову, если они упомянут определенные его роли – те, которые он считает полной лажей. Разумеется, это роли из сериалов. У вас такие работы есть – те, за которые вам очень стыдно?

—Есть. Но я не хотел бы их называть – не хочется обижать ни телеканал, ни режиссера. Достаточно, что я сам их знаю.


Разговоров про деньги – не будет!

– Какие планы в кино?

– Только что подписал договор с Александром Стриженовым. Это будет не сериал, а кино. Забавное такое кино по оригинальному сценарию. Так, кстати, моя роль вяло прописана, но Саша мне сразу сказал: «Мы с тобой будет вместе придумывать».

—Странно, что от петербургских кинорежиссеров нет предложений. От Дмитрия Месхиева, например, с которым ты, кажется, великолепно отработал в двух сериалах: «Линии судьбы» и «Принцесса и нищий». Пригласить вас на роль – это же как минимум половина успеха.

– У меня есть подозрения, что они боятся сумм, которые я могу запросить. Об актерах, которые снимаются в Москве, складывается впечатление, что они тут же начинают гнуть пальцы. А у наших режиссеров больших бюджетов не бывает. Но я рад, что могу об этом сказать: если меня позовет Александр Рогожкин, Дмитрий Светозаров, Дмитрий Месхиев, Виктор Татарский, то никаких разговоров про деньги не будет.

 

Жанна Зарецкая,
газета «Вечерний Петербург», 5.05.06

Hosted by uCoz