Сегодня на "Первом канале" премьера сериала "Грозовые ворота". Герои фильма – участники спецоперации на Северном Кавказе. Это один из первых в истории российского телекино случаев, когда современная война происходит не на абстрактном "юге страны", а в Чечне. Накануне премьеры корреспондент "Известий" Надежда Степанова встретилась с актером Андреем Краско, сыгравшим одну из главных ролей в "Грозовых воротах".
– Расскажите, о чем этот фильм и кого вы играете?
– Фильм об одном из боев в Чечне. От всех прежних картин он отличается тем, что происходящее называется конкретно чеченской войной. Рабочее название фильма было "6 рота". Параллельно снималась "9 рота", и Федя Бондарчук уговорил нашего режиссера Андрея Малюкова, чтобы тот уступил ему название, и Андрей согласился. "Грозовые ворота" – это перевал, высота, с которой контролируется окружающий мир. Бой идет за эту высоту. В "Грозовых воротах" я играю командира роты. Вот такой сюжет. Любая война похожа на другую войну. В трагедии о 300 спартанцах была битва за Фермопильское ущелье, прикрывающее путь врагам в Среднюю Грецию. Только тогда воевали с мечами, а сейчас с современным оружием.
– То есть хеппи-энда не ждать?
– Вообще в войне мало приятного. Было в советские времена несколько фильмов со счастливым концом, но их было очень мало. Война – это всегда трагедия. В нашем сюжете есть такой момент, когда командование замышляет отвлекающий ход и проводит одновременно другую, более для него важную операцию. Получается, что гибель целой роты – это отвлекающий маневр. Солдат используют как пушечное мясо, как и на любой войне. Не хочу раскрывать сюжет до конца, но скажу, что хороший командир тот, кто умеет сохранить своих людей, даже когда это не получается, когда он вынужден подчиняться высшему руководству. Из меня пока только хорошие командиры выходят.
– В фильме выведено несколько сильных женских персонажей. У вас будет в фильме жена или подруга?
– В фильме мой герой занимается исключительно войной. У него есть реальный прототип – командир воинской части, где проходили съемки, израненный весь, ходит с тростью, но он не комиссовался и продолжает служить, командовать, готовить военных. Для него это смысл жизни.
– А вы сами в армии служили? Это был негативный или позитивный опыт?
– Все, что в моей жизни было, даже самое страшное, мерзкое и грязное, в актерском плане всегда является позитивным опытом. Но своих детей я в армию не хотел бы отпускать.
– В "Грозовых воротах", по вашему мнению, есть романтика, привлекательная для молодых людей? Добровольных призывников после фильма может больше стать?
– Знаете, ничего привлекательного нет и в фильме "Бригада", где все герои кончают плохо, но дети же играли в Сашу Белого. И в мое время дети играли в войну, и никто не хотел быть фашистом. А сейчас молодые фашисты строем ходят. Дело вовсе не в этом. Дело в личных качествах людей и взаимоотношениях. На самом деле был случай в той же самой Чечне, во время первой войны, когда на одной из горных вершин оказалась наша рота, которую со всех сторон обступили. Когда от нее осталось буквально пять человек, командир вызвал на себя огонь авиации, понимая, что для солдат это почти стопроцентная гибель. Они настолько вошли в... азарт, что ли, что готовы были сами погибнуть, лишь бы победить или хотя бы отомстить за товарищей. Профессиональный военный отличается тем, что, в отличие от призывников, он всегда готов к смерти. Не то чтобы он не боится, просто эта готовность – часть его профессии. Поэтому, на мой взгляд, должны воевать профессионалы, а не молодые призывники.
– Тема чеченской войны до последнего времени была закрытой в кино. Как думаете – почему?
– Да, в основном говорили, что дело происходит где-то на юге страны. Думаю, что этот вопрос надо задать продюсерам. Было время, когда и про Петра I нельзя было снимать, сейчас застопорился проект про Тараса Бульбу... В любые времена есть какие-то запрещенные политкорректностью вещи. Хотя я опасаюсь, что с этой политкорректностью можно дойти до того, до чего Америка дошла в отношении своих афроамериканских граждан.
Беседовала Надежда СТЕПАНОВА,
газета "Известия", 13.02.06